Дом для Excidobates mysteriosus

Автор
Опубликовано: 1171 день назад (3 августа 2014)
Редактировалось: 13 раз — последний 13 августа 2017
+8
Голосов: 8
По разному бывает в жизни, что то сразу получается, чего то приходится ждать месяцами. К своему террариуму я шел полтора года.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
И наконец, делюсь радостью своей с вами друзья - я таки завел древолазов, а именно Excidobates Mysteriosus. До того как плотно заняться данным вопросом мои познания в этом направлении ограничивались следующим: древолазы - лягушки небольшого размера родом из Южной Америки, крайне ядовиты, туземцы смазывают ими стрелы/иглы/дротики... ну и пожалуй все. Как оказалось, это лишь вершина айсберга.

Что касается ядовитости - это правда и не правда одновременно. Если верить интернетам, в одной особи Phyllobates terribilis содержится яда достаточного для того, чтобы отправить к праотцам полторы тысячи человек. Другие виды менее ядовиты, но на десяток хомо сапиенс хватит и у них. Данный факт меня не смутил т.к. в морском аквариуме у меня и так живут политои, которые в этом отношении тоже не лыком шиты. Однако продолжив изучение темы я обнаружил, что сами по себе древолазы яд не синтезируют, а аккумулируют, поедая определенные виды насекомых. Т.е. заменяя рацион на дрозофилу/ногохвостку и пр. в итоге получаем волне безопасное животное. Тем не менее, в любом случае, стоит быть осторожным, так, на всякий случай.

Благодаря своей природной ядовитости древолазы щеголяют в яркой предупреждающей окраске. Говоря простым, человеческим языком - они невероятно, сказочно красивы. Лазурные, зеленые, красные, желтые, угольно черные, шоколадные и это при том, что однотонных видов практически нет, в одной лягушке считаются два, три и более цвета, образуя удивительный рисунок.
Говорить об этом можно много, но словами этой красоты просто не передать.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


А как они поют! Не банальное кваканье, а тихие трели. Кроме того, опять же, благодаря своей ядовитости, древолазы, в отличие от своих собратьев, к примеру квакш, активны днем, что позволяет наблюдать их удивительное поведение - брачные ритуалы, раздел территории и пр.

Ладно, восхищаться красотой и поведением можно долго, приступим к практической стороне вопроса - содержание древолазов в домашних условиях. И сразу же перейду к конкретике, а именно личному опыту, трудностям с которыми мне пришлось столкнутся и способам как их преодолеть.

Начнем с изучения теории выбранного вида - Excidobates mysteriosus / Загадочный древолаз
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Террариум:
Важный нюанс конструкции террариума для древолазов - никаких щелей и отверстий ведущих во вне терра или технические отсеки. Если вылезет/залезет куда не надо - погибнет.

Размеры. ДШВ 70х50х56
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Верхний блок. Специально предусмотрено несколько моментов. Сам по себе скрытый от наблюдателя технический отсек, там монтируются вентиляторы для циркуляции воздуха, плюс на будущее - дождевалка. Покровное стекло снимается, что очень удобно, т.к. внутрь терра можно залезть не только с фронтальной стороны, но и сверху. Плюс к этому передняя стяжка находится немного ниже покровного стекла, собственно на это ребро и монтируются приблуды типа вентиляторов и пр.

В заднем/правом/верхнем углу - треугольный вырез, к нему подведена шахта от помпы, а так же в него входит 12V ветка питания и в будущем, будут проходить трубы дождевалки.

Вентиляция:
Тут нюанс, древолазы нуждаются в более высокой влажности чем скажем хамелеоны, поэтому стандартную/широкую вентиляцию приходится заклеивать скотчем. Поэтому была смонтирована вентиляция Шермановского типа, с изначально узкими отверстиями.
Клеил сам. Опыта не было, немного наляпал силикона, но это не проблема т.к. снизу (фальшдно) и сверху задекорированно самоклейкой.
Отошел от темы - склеил без уголка и с использованием пластиковой, обычной, бытовой антимоскитки.

Фальшдно и субстрат:
Т.к. не смог найти кошерные пластиковые решетки, использовал ящики из под фруктов. Обрезал под размер, сделал люк для доступа к помпе.
Вместо всякого рода агроспана, использовал антимоскитную сетку черного цвета в несколько слоев.
Сверху сетки насыпал кокосовых чипсов с корой последний слой - листья магнолии на переднем фоне и сзади, где не особо видно, листья дуба.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Фон, декорации:
Серого цвета стиродур, толщиной 10см. решено было вырезать имитацию корней деревьев.
Занятие получилось очень веременеёмким(одна боковуха - пару часов), но результат мне понравился. "Корни" силиконяться(черный аквариумный) и покрываются кокосовой крошкой и волокнами. В пазухах с задней стороны вырезал углубления, вставил туда маленькие горшочки для рассады, под посадку мелкого и вьющегося, типа фикуса пумило. Плюс можно пришпиливать прям к "корням" чего-нибудь эпифитное.
Дополнительно декорировал а) в углах типа ствол - корой дуба б) лианами из "прококосеных" веревок.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Основа композиции - коряги. В левом углу ветвистые, фактурные корни Азалии. Две большие, почти через весь терр по диагонали - корни вяза, ни них присадил мох Крисмасс. По совету Кости сделал это так - первый слой сфагнума, буквально пару миллиметров, фиксируем черной х/б ниткой и уже сверху живого мха и снова пару витков нитки.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Назначение у коряг разное. Корни Азалии служат для создания двухъярусной системы. Хочется чтобы террариум выглядел красиво, для этого надо много света для растений, с другой стороны в природе древолазы не дефилируют целый день под прямыми солнечными лучами. Поэтому на первом ярусе создаем тень и полумрак, а на расстоянии 10-15см от земли высаживаем бромелиевые, создавая второй ярус. На корни вяза - диагональные коряги, так же высаживаем, но размером поменьше, назначение этих корней - транспортные магистрали, что бы питомцам было удобнее осваивать местечки повыше.

Водопад:
Вообще, конкретно для этого вида, всякого рода водоемы внутри террариума - не рекомендуются. Парадоксально, но могут утонуть. Древолазы, так скажем, в своем эволюционном развитии так далеко ушли от открытой воды, что "забыли" как плавать, у них и перепонок, то толком нет на пальцах. Тем не менее водную систему я решил строить, не из прихоти или в попытке поднять влажность, а пытаясь создать систему охлаждения. Дело в том, что терр находится на западной стороне, летом температура может поднимается до 34С, а для древолазов порог 28С и особенно выбранного вида. Поэтому под фальшьдном установил помпу, там порядка 8см воды, которая по трубке внутри шахты поднимает воду к холодильнику, охлажденная вода поступает на самый верх водопада каскадного типа, с максимальной поверхностью для теплообмена. Внизу небольшое озерцо 2см глубиной и дальше снова по циклу. Все это дело занимает почти всю правую стенку. Кроме того, что скрывать, мне хотелось попробовать аквариумные растения в терре.

Охлаждение:
Идей было несколько, что само отпадало по объективным причинам, типа кондиционера, что то самому не хотелось, типа мокрых тряпок на стекло. Много думал, экспериментировал в основном с системой на элементах Пельтье(я отдельно напишу потом). В итоге плюнул и купил аквахолодильник. В итоге имеем срез температурного максимума, такой ад длится примерно час, потом на спад идет:
35C на балконе
31С внутри терра на высоте 10см и выше
24С внутри терра 3см от поверхности
20С температура воды
Состояние лягух - хорошее в меру активны, временами лазают клюют ногохвостку. В общем на первом ярусе вполне прохладно.

Влажность:
Утром и вечером - обязательное опрыскивание обычной брызгалкой для цветов. В течении дня - опционально/местами. Влажность в таком режиме держится в районе 90% утром 65% в час ада. В остальное время колеблется 70-80%
Есть самодельный туманогенератор, но думаю он больше декоративную функцию выполняет. На будущее планирую сделать дождевалку.

Флора:
Если верить немецким террариумистам, то для E.Mysteriosus желательны крупные, плотные бромелиевые, процитирую:
...Обязательным условием содержания данного вида является наличие в террариуме необходимого количества крупных бромелий. В естественной среде это Aechmea nudicaulis, но подойдут и другие виды с плотными вертикальными розетками...
В природных условиях в пазухах листьев они устравают свои логова. В Кишиневе можно найти, из того что более менее подходит, Aechmea fasciata. Здоровая такая растючка, чуть не пол терра заняла. Высадил ее за корни Азалии у задней стенки.
Вдоль стенок снизу и на сами стены Ficus pumila и прочие вьющиеся. На коряги мелкие бромки, между ними эммерсные формы мха криссмаса и стрингов. Тилландсию по случаю купил и пришпилил в верхний правый угол.
Отдельной темой - в правой части где водопад и озерцо - анубиасы нана, криптуха и несколько буцефландр(про них отдельно напишу). Ну и чуть мхов до кучи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Корм:
Одним из важнейших условий содержания древолазов является их своевременное кормление. Это ж не верблюды, запасов не предусмотрено. Поэтому крайне важно сначала научится выращивать кормовых насекомых, а уж потом самих лягушек содержать.

1) Дрозофила.
Пластиковый стакан + закрывается тканью + которая фиксируется резинкой для денег.
Замешиваю ложку, без горки, детской гречневая безмолочной каши Heinz, заливаю ее водой до состояния густой сметаны. Добавляю чайную ложку сахара и чуть (по объему спичечная головка) сухих дрожжей. В смесь кидаю 1-2 кусочка банана со шкуркой. Кидаю скрутку/узел пластиковой строительной 10см сетки. Сверху 2-3 среза банана 1+2см толщиной - со шкурой. Сверху еще скрутку сетки.
Стаканы во избежания запаха находятся в большом пищевом контейнере от которого выведена вентиляция на улицу, на будущее надо замонтировать куллерок на вдув контейнера.

2) Ногохвостка.
В пищевой контейнер вставляю либо коробочку от HDD либо контейнер, но меньшего размера. Взрослые насекомые выбираются по стенкам из внутренней коробочки и попадают во внешний контейнер, мы их от туда ссыпаем лягушкам.
Внутрь коробочки насыпаю субстрат смесь кокосовой крошки и волокна и смачиваю водой, лучше не долить чем перелить. Кормлю смесью сухого рыбьего корма 80% толченых овсяных хлопьев 18% и порошком из яичной скорлупы. Кормлю аккуратно, раз в сутки, подъедаться должно все в ноль. Важный нюанс - раз в 2-3 месяца культуру надо перезапускать.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Свет:
Будет их два. Основной и дополнительный.
Основной - остановился на варианте полноспектральных светодиодных матриц, данное решение сравнительно бюджетное, мощное и сравнительно легкое в плане монтажа. Использованы 2х20W "теплого" света и 3х10W "холодного".
20W по краям и 10W по центру в ряд равномерно. Монтировал на алюминиевый радиатор, над 20W поставил куллера. По ощущениям имхо света достаточно на первое время. В люменах примерно 6 тысяч всего получается. Светит 11 часов, буду экспериментировать позже.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Дополнительный: буду потом делать. на 3W диодах достветка в фито спектрах, плюс декоративный закат/рассвет.

Отдельно хочу выразить благодарность людям которые мне помогали, кто советом, кто скидкой, кто просто дарил разные нужные штуки, да и просто добрым словом поддерживал. Из разных стран люди, не устану повторять, что терракиумистика/аквариумистика объединяют людей. Спасибо вам ребята :)

Вместо послесловия. В этой заметке я дал лишь базис, очень много осталось за кадром, нехватка времени. Если есть вопросы - спрашивайте, с удовольствием помогу как минимум советом.
Комментарии (31)
Гена # 3 августа 2014 в 17:02 +1
Круто круто!!!Поздравляю)
Хотелось бы видео кормёжки увидеть)
Pandora # 3 августа 2014 в 22:01 +1
лягушки в стиле ретро laugh
Виталий # 4 августа 2014 в 09:30 +1
у тебя на балконе еще что то помещается )))
Очень красиво получилось!!! Всего Всего Всего твоим питомцам!
Андрей # 8 августа 2014 в 09:55 +2
Очень красиво получилось. Всегда хотел себе создать такой кусочек тропического леса. Работы проделано немало и результат как всегда радует глаз. Описал очень подробно.

Кстати что за аквахолодильник ты себе взял, а то и я похоже созрел для этой приблуды (просматриваю немецкие и китайские предложения) и начинаю выбирать себе, но вопросов очень много (энергопотребление, шум, варианты исполнения и используемый хладагент). Буду признателен, если поделишься впечатлениями.
Андрей - Змей # 8 августа 2014 в 10:08 0
Спасибо smile
Аквахолодильник брал у Виталика, за что ему отдельное спасибо - http://aquamoldova.com/board/read353.html
Действует по принципу бытовых, насколько я понимаю на фреоновом хладагенте. Шумит... ну немного вентиляторы с задней стороны т.е. дискомфорта не создается. Тем более что мы его включаем только на несколько часов в день когда пекло. Жрет по моему 200ватт.
Андрей # 8 августа 2014 в 12:45 +1
Спасибо за ответ.
Anjel # 17 августа 2014 в 13:28 +1
Здорово просто получилось! shock v Поздравляю.
Я уже думала свою акву-ширму выкидывать (никто даже не звонит на 999), а тут "погодю".
По примеру знатоков, можно такую красотищу сделать...
Виталий # 12 сентября 2014 в 09:31 0
Класс!!!!
Симпатичные диоды, интересно сколько стоят?
И можно спросить где ты купил профиль для стекла?
Андрей - Змей # 12 сентября 2014 в 11:19 0
Спасибо.

Led и драйвера к ним заказывал с сайта, ждать посылки довольно долго примерно месяц. Но у нас в Кишиневе таких не нашел.
LED матрица на 10W http://www.buyincoins.com/item/17637.html
Драйвер под нее http://www.buyincoins.com/item/27901.html

Профиль для дверок можно найти в точках продажи мебельной фурнитуры, на чеканском базаре например.
Виталий # 12 сентября 2014 в 22:34 0
Ок, спасибо
драйвер это что? блок питания? если да, то почему называется драйвер?
Dmitrii # 13 сентября 2014 в 06:27 0
Драйвер - это "крутой" блок питания. С микропроцессором и интеллектуальным управлением. С несколькими каналами, управляемыми раздельно. С функцией рассвет - закат. С программируемыми таймерами и пр.
Но иногда драйвером называют обычный блок питания, видимо чтобы казалось "круче"
sandu # 13 сентября 2014 в 10:01 0
Dmitrii, вы путаете драйвер - источник стабилизированного тока с контроллером, который управляет этими драйверами для достижения названых Вами целей.
Dmitrii # 13 сентября 2014 в 11:06 0
Ну так источник стабилизированного тока по сути и есть блок питания. И что мешает дополнить его контроллером?
Вообще драйвер - это мне кажется какой - то американизм. И они вставляют это слово где ни попадя для облегчения произношения. Например компьютерную программу называют драйвером, выходные усилительные транзисторы называют драйверами, какую нибудь микросхему могут назвать драйвером, теперь вот блок питания - драйвер.
В моём понимании драйвер - от английского глагола "drive" - ехать, управлять. Следовательно "driver" то, что(или кто) управляет чем то. Ну а как простой блок питания, даже стабилизированный по току, может чем - то управлять? Он просто обеспечивает питание и всё.
Anjel # 13 сентября 2014 в 11:41 0
драйвер в программировании обозначает путь соединения между разными устройствами
sandu # 13 сентября 2014 в 12:49 0
То, что указал Андрей, и есть драйвер, другими словами источник стабилизированного тока (называйте как хотите), причем без возможности подключения к контроллеру. Источники питания, в свою очередь, обычно имеют стабилизированное напряжение на выходе.
Я не лингвист, но в моем понимании драйвер может быть любое устройство которое преобразует один тип сигнала (в данном случае напряжение U) в другой тип сигнала (соответственно ток I). Более того:
driver, noun
1. One that drives, as the operator of a motor vehicle.
2. A tool, such as a screwdriver or hammer, that is used for imparting forceful pressure on another object.
3. A machine part that transmits motion or power to another part.
4. A piece of software that enables a computer to communicate with a specific hardware device. Also called device driver.
5. A golf club with a wide head and a long shaft, used for making long shots from the tee.
Nautical A jib-headed spanker.
линк

имет значение, в общем, преобразователя энергии (п.2,3 и 5).
Обычный источник питания, в принципе, тоже может "стать" драйвером, но, так как он преобразует напряжение в напряжение (плюс ко всему не меняет свои выходные параметры в зависимости от нагрузки), драйвером он не "обзывается".


Иногда понимая как "работают" некоторые вещи я начинаю понимать почему они так называются :)
Dmitrii # 13 сентября 2014 в 14:10 0
драйвер может быть любое устройство которое преобразует один тип сигнала в другой тип сигнала
Ну постоянный ток это не сигнал всё таки.
Драйвер скорее не преобразует, а управляет. На практике обычно приходилось встречать этот термин в основном по отношению к выходным устройствам силового назначения Оконечным каскадам усилителей, интегральным схемам, управляющим этими каскадами,сервомоторам, приводящим что либо в движение.
При желании можно назвать и это устройство драйвером и даже ещё каким нибудь более громким словом. Просто интересно что там на деле внутри всего за 3 доллара? Думаю что простой выпрямитель и стабилизатор типа КРЕН, только по току.
sandu # 13 сентября 2014 в 14:50 0
Ну постоянный ток это не сигнал всё таки.
http://www.meanders.ru/signals.shtml Прочтите пожалуйста первое предложение и, если не трудно, процитируйте его.

Думаю что простой выпрямитель и стабилизатор типа КРЕН, только по току.

В моем понимании стабилизацию по току (особенно для динамических нагрузок) трудно сравнивать со стабилизацией по напряжению.

пожалуйста статья простым языком объясняет принципы стабилизации относительно нашего случая.
Dmitrii # 13 сентября 2014 в 15:36 0
http://www.meanders.ru/signals.shtml Прочтите пожалуйста первое предложение и, если не трудно, процитируйте его.
Думаю цитировать лучше отсюда: постоянный ток
электрический сигналИз второй ссылки прочтите пожалуйста четвёртый абзац, и если не трудно процитируйте его
В моем понимании стабилизацию по току (особенно для динамических нагрузок) трудно сравнивать со стабилизацией по напряжению.
Естественно это разные типы стабилизации, я и не говорю, что нужно их сравнивать.
Я говорю, о том что трудно называть драйвером то что по сути является обыкновенным блоком питания
С таким же успехом драйвером можно назвать и сварочный аппарат, и зарядку для аккумулятора и вообще всё, что угодно
sandu # 13 сентября 2014 в 16:41 0
Когда будем абстрагироваться от чего-либо, дайте мне знать. Я пытаюсь донести идею относительно конкретных данных и ситуации. До сих пор мне очень трудно уловить смысл Ваших словесных изречений и это очень сбивает с толку.
Спасибо за понимание.
Dmitrii # 14 сентября 2014 в 00:34 0
очень трудно уловить смысл Ваших словесных изречений
Смысл простой. В английском языке конечно много приятно проговариваемых,вводящих в экстаз умных слов: (драйвер, дайвер, мерчендайзер, и т.п.) Но я предлагаю называть вещи своими именами. Если мы имеем обыкновенный источник тока, то он ни по техническим, ни по функциональным критериям не тянет на термин драйвер. Само слово драйвер означает, что устройство должно оперировать динамическими(изменяющимися во времени) величинами. Если бы он обеспечивал, ну хотя - бы 3 режима свечения диодов, ну хоть какое-то изменение выходного сигнала по времени. Но если весь смысл этого устройства - питание нагрузки постоянным током, то это просто блок питания. Точно такую же функцию выполняет зарядное устройство для аккумуляторов, но его никто драйвером не называет
Андрей - Змей # 15 сентября 2014 в 10:48 0
Дмитрий, при всем моем уважении, вы не только умудрились заморочить голову собственным словоблудием, но обвинить в этом грехе всех остальных. Это талант, не каждый на это способен smile

Я в свое время специально для нашего сообщества написал ряд статей на тему LED (пункт 2), если есть желание обсудить тему отличие LED драйверов от БП - добро пожаловать в спец ветку. Без обид, но террариумная тема у нас не настолько развита чтоб захламлять ее холиваром о схемотехнике и английском происхождении слов smile

Собственно тема для обсуждения LED драйверов: http://aquamoldova.com/articles/oborudovanie-i-himija/nafiga-nam-svetodiody-kogda-u-nas-est-lazernye-mechi.html

P.S. Мир, дружба, жевачка :)
Dmitrii # 15 сентября 2014 в 11:56 0
обвинить в этом грехе всех остальных
Конкретно где и в чём я кого обвинил ? вставьте хоть одну цитату.
Заметил уже давно такую тенденцию: что при несовпадении точек зрения посты сразу же воспринимаются как обвинение, собеседник занимает враждебную позицию, и обвинение предъявляется как раз ко мне.
А насчёт раздела - да,согласен.
Андрей - Змей # 15 сентября 2014 в 13:53 0
Извиняюсь, не хотел обидеть :)
Андрей - Змей # 19 января 2015 в 14:58 +3
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Общее состояние на текущий момент. На шланг справа - просьба не обращать внимание smile потом задекорирую. Лучше посмотреть на:
а) Криптантус - ну с ним все понятно и... атмосферные Тилландсии. С тилками решил поэкспериментировать, пока результат неоднозначный, результат разный, информация и небольшой опыт уже есть, но пока о конкретике и итогах говорить рано. Позже, пожалуй, напишу на эту тему.
б) Дождевалка. Самой установки не видно естественно, сопла и брызги вот, что попало в кадр. Такой штукой опытных терарариумистов не удивить, но есть один нюанс - себестоимость данной сборки не превышает 35$ Заказывал по частям из Китая, собрал, пошаманил - работает :)
Anjel # 19 января 2015 в 16:51 +1
Да.... Вот это маньяк, с Большой буквы Ё! С очумелыми ручками и работающим мозгом.
Красотища какая получилась. Поздравляю! Просто в восхищении от результата. v
Джунгли настоящие.
Гена # 19 января 2015 в 22:56 +1
Да,вообще ништяк!
Завидую!!!
Андрей - Змей # 24 ноября 2015 в 11:57 +1
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Тилландсии по прежнему радуют
Андрей - Змей # 24 ноября 2015 в 11:59 +3
Dendrobates leucomelas, он же Священный древолаз

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Андрей - Змей # 28 января 2016 в 16:28 +3
на данный момент так выглядит:

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Андрей - Змей # 25 февраля 2016 в 14:42 +3
не легко с таким пузиком лазать по вертикальным поверхностям :)

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Гена # 13 августа 2017 в 14:38 0
Привет! Как там твои лягушки поживают?)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев